Работа в цветовом пространстве LAB


Урок №5 «Устройство цветового пространства LAB»

 

 

1

 

Чтобы  знать,   какие   возможности   предлагает       цветовое пространство LAB,   необходимо понять  логику его функционирования,  а это требует определенных усилий.

Радикальность концепции заключается в полном разделении цвета и контраста, также совершенно необычном определении цвета.

Даже усвоив общую идею, Вы все равно будете сталкиваться с всякого рода сложностями, исключениями и неявными ответвлениями от основногопринципа.

В LAB весь контраст содержится в канале «Яркость» (L), а вся информация о — в каналах А и В.

 

2

 

Поэтому канал «Яркость» (L) более прост для понимания: его можно представить, как черно-белую версию цветного изображения.

Правда, из-за некоторых технических особенностей он светлее, чем нормальная черно-белая версия.

Каналы А и В, которые являются чисто цветовыми, своим видом ничего не скажут стороннему наблюдателю.
Если изображение бесцветное, то есть черно-белое, — значит, по идее, каналы А и В должны быть пустыми, так? А вот и нет.

В причудливом мире LAB дело обстоит иначе.
Когда нет цвета, каналы А и В должны быть серыми — точнее, 50-процентными серыми.

И чем дальше от этого серого и ближе к белому или черному, тем красочнее становится изображение.
Эти каналы называются каналами оппонирующих цветов.

Светло-серый тон в канале А соответствует пурпурному цвету, а темно-серый — зеленому.

Чем светлее или темнее область, тем интенсивнее цвет.

 

3

 

В канале В схема оппонирующих цветов другая: светло-серые области представляют желтый, а темно-серые — синий.

 

4

 

Отсюда можно было бы заключить, что роза в канале А должна быть почти белой, поскольку трудно себе представить что-либо более пурпурное и менее зеленое.

Но здесь мы сталкиваемся еще с одной интересной особенностью LAB.

Это пространство охватывает не только насыщенные цвета, но и включает еще и цвета настолько интенсивные, что они выходят за пределы нашего восприятия.

Это мнимые цвета, которые не существуют в реальном мире.

Поэтому при коррекции в LAB необходимо следить, чтобы не получить такие цвета.

 

К примеру, измерения лепестков красной розы показывают значения: 54L; 81A; 69B.

Яркость практически средняя.

Я надеюсь вы помните, что очень насыщенные цвета не могут быть очень светлыми и очень темными.

Максимальная насыщенность цвета достигается ближе к средним значениям яркости.

Значения 81A; 69B показывают очень насыщенный красный и желтый цвета.

А ведь они могут быть еще больше, аж до +128.

Вот там и будут уже цвета, которые невозможно нигде отобразить.

 

Значения в каналах А и В измеряются от -128 до +127.

 

7

 

8

 

9

 

Внизу – это холодные цвета: зеленый и синий.

А вверху – тёплые цвета: пурпурный и желтый.

 

10

 

В центре – ноль, это не зеленый и не синий, не пурпурный и не желтый, это - нейтральный серый.

По сравнению со сложным устройством каналов А и В канал «Яркость» (L) выглядит довольно просто — достаточно помнить о его близком родстве с черно-белой версией изображения.

В канале «Яркость» (L) нулевое значение соответствует абсолютному черному, а значение 100 — абсолютному белому.

 

6

 

По сравнению с вариантом, который мы получили бы, применив к цветному изображению команду «Изображение - Режим – Градации серого», канал «Яркость» (L) несколько светлее и контрастнее в средних тонах.

Впрочем, нам достаточно усвоить, что чем меньше значение «Яркость» (L), тем темнее цвет.
В отличие от А и В координаты «Яркость» (L) не могут быть отрицательными.

 

Поскольку знак минус может вводить в заблуждение, отрицательные значения LAB мы будем
заключать в скобки.

 

5

 

Почему же все-таки каналы А И В выглядят так необычно.

Дело в том, что в каналах цветового пространства RGB, у нас в каждом канале лежит только один канал.

 

11

 

12

 

13

 

А в Lab, в каналах А и В лежат сразу по два канала.

 

Каналы А и В – это, как обычно, изображения в градациях серого, но они очень малоконтрастные, там мы не найдем точки черного и белого.

В каналах А и В нет яркости, поэтому количество цвета там выражается насыщенностью.

 

Условно все области каналов А и В можно разделить на три части:

  • области средние, где у нас получился ровный серый цвет, это соответственно будет А=0 и В=0, здесь у нас будет нулевая насыщенность
  • области чуть более темные, чем средний цвет, их условно можно обозначить, как А минус и В минус (зеленый и синий цвета)
  • области чуть посветлее, чем средний цвет, это будут области А плюс и В плюс (пурпурный и желтый цвета)

Вот так и устроено это интересное цветовое пространство.

Конечно, в устройстве есть еще огромное количество всевозможных нюансов.

Но, пока для начала, хватит и этой информации.


 

Урок №6 «Устранение цветового шума»

 


Комментарии  

Анатолий
0 # Анатолий 17.01.2021 00:04
Спасибо!

Временно закрыто комментирование для гостей, нужна обязательная регистрация, ввиду засилья спамботов.
зарегистрируйтесь на сайте, что бы оставлять комментарии!