Работа в цветовом пространстве LAB
Урок №5 «Устройство цветового пространства LAB»
Чтобы знать, какие возможности предлагает цветовое пространство LAB, необходимо понять логику его функционирования, а это требует определенных усилий.
Радикальность концепции заключается в полном разделении цвета и контраста, также совершенно необычном определении цвета.
Даже усвоив общую идею, Вы все равно будете сталкиваться с всякого рода сложностями, исключениями и неявными ответвлениями от основногопринципа.
В LAB весь контраст содержится в канале «Яркость» (L), а вся информация о — в каналах А и В.
Поэтому канал «Яркость» (L) более прост для понимания: его можно представить, как черно-белую версию цветного изображения.
Правда, из-за некоторых технических особенностей он светлее, чем нормальная черно-белая версия.
Каналы А и В, которые являются чисто цветовыми, своим видом ничего не скажут стороннему наблюдателю.
Если изображение бесцветное, то есть черно-белое, — значит, по идее, каналы А и В должны быть пустыми, так? А вот и нет.
В причудливом мире LAB дело обстоит иначе.
Когда нет цвета, каналы А и В должны быть серыми — точнее, 50-процентными серыми.
И чем дальше от этого серого и ближе к белому или черному, тем красочнее становится изображение.
Эти каналы называются каналами оппонирующих цветов.
Светло-серый тон в канале А соответствует пурпурному цвету, а темно-серый — зеленому.
Чем светлее или темнее область, тем интенсивнее цвет.
В канале В схема оппонирующих цветов другая: светло-серые области представляют желтый, а темно-серые — синий.
Отсюда можно было бы заключить, что роза в канале А должна быть почти белой, поскольку трудно себе представить что-либо более пурпурное и менее зеленое.
Но здесь мы сталкиваемся еще с одной интересной особенностью LAB.
Это пространство охватывает не только насыщенные цвета, но и включает еще и цвета настолько интенсивные, что они выходят за пределы нашего восприятия.
Это мнимые цвета, которые не существуют в реальном мире.
Поэтому при коррекции в LAB необходимо следить, чтобы не получить такие цвета.
К примеру, измерения лепестков красной розы показывают значения: 54L; 81A; 69B.
Яркость практически средняя.
Я надеюсь вы помните, что очень насыщенные цвета не могут быть очень светлыми и очень темными.
Максимальная насыщенность цвета достигается ближе к средним значениям яркости.
Значения 81A; 69B показывают очень насыщенный красный и желтый цвета.
А ведь они могут быть еще больше, аж до +128.
Вот там и будут уже цвета, которые невозможно нигде отобразить.
Значения в каналах А и В измеряются от -128 до +127.
Внизу – это холодные цвета: зеленый и синий.
А вверху – тёплые цвета: пурпурный и желтый.
В центре – ноль, это не зеленый и не синий, не пурпурный и не желтый, это - нейтральный серый.
По сравнению со сложным устройством каналов А и В канал «Яркость» (L) выглядит довольно просто — достаточно помнить о его близком родстве с черно-белой версией изображения.
В канале «Яркость» (L) нулевое значение соответствует абсолютному черному, а значение 100 — абсолютному белому.
По сравнению с вариантом, который мы получили бы, применив к цветному изображению команду «Изображение - Режим – Градации серого», канал «Яркость» (L) несколько светлее и контрастнее в средних тонах.
Впрочем, нам достаточно усвоить, что чем меньше значение «Яркость» (L), тем темнее цвет.
В отличие от А и В координаты «Яркость» (L) не могут быть отрицательными.
Поскольку знак минус может вводить в заблуждение, отрицательные значения LAB мы будем
заключать в скобки.
Почему же все-таки каналы А И В выглядят так необычно.
Дело в том, что в каналах цветового пространства RGB, у нас в каждом канале лежит только один канал.
А в Lab, в каналах А и В лежат сразу по два канала.
Каналы А и В – это, как обычно, изображения в градациях серого, но они очень малоконтрастные, там мы не найдем точки черного и белого.
В каналах А и В нет яркости, поэтому количество цвета там выражается насыщенностью.
Условно все области каналов А и В можно разделить на три части:
- области средние, где у нас получился ровный серый цвет, это соответственно будет А=0 и В=0, здесь у нас будет нулевая насыщенность
- области чуть более темные, чем средний цвет, их условно можно обозначить, как А минус и В минус (зеленый и синий цвета)
- области чуть посветлее, чем средний цвет, это будут области А плюс и В плюс (пурпурный и желтый цвета)
Вот так и устроено это интересное цветовое пространство.
Конечно, в устройстве есть еще огромное количество всевозможных нюансов.
Но, пока для начала, хватит и этой информации.
Урок №6 «Устранение цветового шума»
Комментарии