Основы типографики

и текста в фотошопе

Предлагаю Вашему вниманию статью о работе с текстом в фотошопе.

Статья получилась довольно большой и будет полезна в первую очередь тем, кто начитает знакомиться с оформлением своих работ текстом.

Но и более опытные пользователи найдут полезные знания из чтения этого урока.

Так как читать большие объемы текста всегда тяжело, постарался разбавить текст скринами интерфейса фотошопа, что, кроме того, облегчает понимание прочитанного текста.

Посмотреть серию уроков по работе с текстом можно здесь:




Оглавление статьи:

1. Введение. Когда применять программу Photoshop для работы с текстом

2. Немного об основах типографики

2.1. Шрифты

2.12. Распространенные форматы шрифтов

2.3. Категории шрифтов

2.4. Начертания шрифтов

2.5. Предварительный просмотр шрифтов

2.6. Поиск шрифтов в фотошопе

3. Распространенные типографические ошибки

Ссылки в оглавлении активны. Нажмите на любую и Вас перебросит на нужный раздел статьи.




 1. Введение.

Photoshop - это программа для работы с растровой графикой.

Но в нее заложено много других возможностей: работа с векторными формами, анимацией, 3D объектами и т.п., в том числе и работа с текстом.

И хотя программа Photoshop это не текстовый редактор, она обладает поистине богатым ассортиментом возможностей создания и форматирования текста.

Текст обладает властью выгодно подчеркивать или, напротив, разрушать ваш дизайн.

Но одно то, что Вы можете сделать что-либо, не значит, что Вы должны это делать.

Процесс создания текста — это, своего рода, творчество (под названием  типографика), но гораздо проще увлечься декорированием, украшательством, нежели созданием легко воспринимаемого обычного текста.

Программа Photoshop — это не та программа, которая наилучшим образом подходит для изобретения новых шрифтов, стилей и форматов текста.

Тем не менее программа Photoshop обладает богатым инструментарием, который, при грамотном применении, может помочь в создании красивого шрифта. 


1. Когда применять программу Photoshop для работы с текстом?

Photoshop просто не создан для работы с большими фрагментами текста. Например, книги пишут в программе Microsoft Word, а не в программе Photoshop.

Если ваш документ содержит большой объем текст, картинки и Вы будете печатать этот файл, гораздо лучше пользоваться программами предпечатной подготовки, такими как Adobe InDesign или QuarkXPress, поскольку обе эти программы позволяют создать векторный текст, который при печати будет выглядеть красивым и четким.

Хотя созданный в программе Photoshop текст также вначале представляет собой редактируемые векторные объекты, он может стать растрированным (т.е. преобразуется в пикселы) при сведении слоев файла и экспорт в формат JPEG, что приведет к его нечеткости при печати. Чтобы решить эту проблему, нужно сохранять созданные в программе Photoshop файлы в формате PSD.

Но, если Вам надо создать файл, имеющий изображения и текст в не очень большом объеме, или если текст сам является частью изображения, или вы хотите художественно обработать текст как текстуру, или сделать так, чтобы сквозь текст была видна фотография, то фотошоп - это то, что Вам нужно.

В этом случае сохраняйте документ в формате EPS или PDF. При сохранении документа в формате EPS файл можно будет редактировать, но текст уже нельзя будет изменить. В данном случае преимущество использования формата EPS заключается в том, что с ним могут работать старые типографские приложения.

При сохранении документа в формате Photoshop PDF вы можете установить флажок "Сохранить возможность редактирования в Photoshop" в диалоговом окне "Сохранить Adobe PDF" (раздел "Основные - Параметры"), так что слои останутся неизменными, а текст — редактируемым. Поэтому, если у вас есть выбор — используйте формат PDF.




2. Немного об основах типографики

Раньше, во время зарождения книгопечатания, контроль над текстом и символами находился в руках мастеров, называющихся наборщиками.

Они выдавливали углубления в форме букв на металлических пластинах, которые затем помещались в печатные станки (отсюда и появилось выражение «осуществлять набор»). Однако с появлением компьютеров все, кому не лень, стали создавать текст.

Это одновременно и хорошо, и плохо: замечательно, что вы можете самостоятельно быстро изготовить объявления о распродаже своих старых вещей, приглашения и рекламные плакаты; но, качество полиграфической продукции страдает, поскольку большинство любителей не получили профессиональную подготовку.


2.1. Шрифты

В основе любого шрифта находится  глиф - уникальное графическое представление буквы, цифры, пунктуационного знака или пиктографического символа. В сфере цифровых технологий набор глифов называется гарнитурой или шрифтом.

Строго говоря, гарнитура  — это форма или дизайн глифов в целом, а шрифт — это их определенный размер, начертание и вес, но часто эти понятия взаимозаменяемы. Например, гарнитура текста, который вы сейчас читаете, — это Verdana, а шрифт — Verdana regular, 80 пунктов.

Есть так же понятие семейства шрифтов - это набор различных вариантов веса и ширины шрифта в пределах одного и того же дизайна.

Примером семейства шрифтов может служить группа Roboto.


2.2. Распространенные форматы шрифтов

Шрифты хранятся в файлах различных форматов,  которые определяют, как и какая информация хранится в файле каждого шрифта и, самое главное, как они выглядят при выводе на печать. В программе Photoshop используются только три формата, о которых вам следует знать: PostScript, TrueType и Open-Type.

Если вы уже создали какой-либо текст в программе Photoshop, вы можете узнать, шрифт какого формата вы применили, взглянув на значение в раскрывающемся списке, в котором указано название гарнитуры шрифта, — на панели параметров или на палитре Символ (Character).

Cлева от названия каждого шрифта, вы найдете символ, указывающий на его формат. Маленькая буква «a» обозначает, что это шрифт формата PostScript, символ «TT» указывает на формат TrueType, а символ «O» — на формат OpenType.

В настоящее время форматы шрифтов не представляют столь существенной проблемы — любой современный принтер может распечатать любой заданный вами формат. Тем не менее, вот в чем отличие этих форматов:

  • PostScript. Большинство специалистов по графическому дизайну считают, что этот формат является наиболее безопасным и надежным для вывода на печать, поскольку он существует уже много лет. Каждый шрифт PostScript состоит из двух файлов: один содержит отображаемые на экране очертания (и называется файлом спецификации экранной формы или файлом растровой графики, поскольку монитор отображает биты или точки) наряду с информацией о гарнитуре шрифтов и интервалах между знаками, а второй содержит контурные изображения каждого глифа для принтера (обычно его называют принтерным файлом). Текст, созданный в этом формате и распечатанный с помощью таких устройств PostScript, как лазерные принтеры и профессиональные печатные машины, обладает высоким качеством.

С другой стороны, эти два файла могут быть утеряны по отдельности, что сделает их непригодными для применения.

  • TrueType. Разработанный совместно компаниями Apple и Microsoft, TrueType в настоящее время является наиболее распространенным форматом шрифтов, с которым вы можете столкнуться как в операционной системе Windows, так и OS X.

Информация для вывода на экран и информация для принтера хранится в одном файле, поэтому она не может разделена. Хотя шрифты этого формата составляют конкуренцию шрифтам формата PostScript, а в дизайнерском сообществе их применяют все чаще и чаще, многие специалисты по печати все еще предпочитают привычный для них формат PostScript. Шрифты формата TrueType, разработанные для операционной системы Windows, можно использовать в среде OS X, но не наоборот.

  • OpenType. Этот формат шрифтов, разработанный корпорациями Microsoft и Adobe, представляет собой новый стандарт. Так же как и в случае с форматом TrueType, экранная и принтерная информация шрифтов формата OpenType хранятся в одном общем файле. Эти шрифты функциональны и выглядят одинаково в обеих операционных системах — Windows и OS X (что удобно), плюс к этому, в одном файле шрифта могут храниться более 65 000 различных глифов. Поэтому этот формат идеален для декоративного и иероглифического письма, например, азиатского и ближневосточного, а также для других оформительских изысков, таких как лигатуры и стилистические.

Как и во многих других случаях, на перемены нужно время, поэтому некоторые принтеры до сих пор не поддерживают этот формат.

ПРИМЕЧАНИЕ.  Если вы работаете над текстом, который будет опубликован во Всемирной паутине, формат шрифтов не имеет значения, поскольку текст не предназначен для вывода на печать. Если вы собираетесь распечатать текст не на устройстве Postscript, а, например, на струйном принтере, сглаживание играет куда большую роль, чем формат шрифтов.

Во всех этих трех форматах получается векторный текст, символы которого состоят из линий и изгибов, поэтому вы можете менять их размер без потери качества. Кроме того, вы увидите новый зеленый символ, которым начиная с версии CC 2014 помечаются шрифты Typekit.


2.3. Категории шрифтов

Ежедневно появляется множество новых шрифтов, а количество существующих шрифтов насчитывает от 50 до 150 тысяч. Неудивительно, что выбрать сложно! Главный принцип выбора шрифта — усиление смысла вашего текстового сообщения, а не отвлечение от него.

Существуют следующие категории шрифта:

  • Шрифт с засечками (Serif) или антиквенный шрифт. Эти шрифты обладают небольшими черточками (засечками), отходящими от основной линии и напоминающими крохотные ножки, как например, штрихи вверху и у основания этой буквы «Т». Основные линии могут быть как широкими, так и узкими, а засечки помогают глазу переходить от одного символа к следующему. Шрифт с засечками отлично подходит для больших фрагментов текста, например книг, газет или журналов, для которых удобочитаемость стоит на первом месте. Однако эти шрифты не так хорошо подходят для больших фрагментов текста во Всемирной паутине.

К примерам относятся такие шрифты, как Times New Roman, Garamond и Minion.

  • Шрифт без засечек (Sans serif) также называется гротеском или рубленым шрифтом. Они предпочтительны для текстов заголовков, подзаголовков и, что довольно удивительно, для онлайновых текстов. Поскольку основные линии этих шрифтов унифицированы — не различаются по толщине — они хорошо отображаются в небольшом размере, поэтому идеально подходят для применения во Всемирной паутине. К примерам относятся шрифты Arial, Tahoma, Helvetica и Futura.

  • Шрифт с прямоугольными засечками (Slab serif) или брусковый шрифт. У них одинаковые основные линии, толстые засечки и они часто бывают полужирными. Применяйте такие шрифты, когда вы хотите привлечь внимание, или при недостаточно хорошем качестве печати (дешевая бумага, дешевый принтер или факсимильный аппарат). К примерам относятся шрифты Bookman, Courier и Rockwell.

  • Декоративный шрифт ( Decorative, Display). К этой группе относятся все виды выделяющихся, привлекающих внимание шрифтов, начиная с крупных и полужирных и заканчивая витиеватыми или состоящими из фигурок буквами. Они очень необычны, но их сложнее читать из-за избыточной украшенности или толщины линий. Применяйте их с осторожностью и только для небольших фрагментов текста (возможно, даже только для одного слова). К примерам относятся шрифты Impact, Comic Sans, Party и Stencil.

В различных ситуациях применяются различные шрифты. Было бы глупо печатать газету декоративным шрифтом — ее было бы практически невозможно прочитать. И никто не пришел бы к вам на чай, если бы приглашенных отпугивали большие, полужирные буквы шрифта Impact, которые словно говорят: «Приходи на мою вечеринку, а не то — пеняй на себя!»

  • Рукописные шрифты (Script). Шрифты этой группы выглядят так, как будто их наскоро набросали от руки. Формальные рукописные шрифты обладают тщательно выполненными линиями, которые соединяют буквы друг с другом, как при слитном написании. Для небольших фрагментов текста применяйте обиходные рукописные шрифты (опять же, потому что их, возможно, сложно будет прочитать), а формальные рукописные шрифты оставьте для текстов броских объявлений (о свадьбах, выпусках и т. д.).

К примерам относятся шрифты Brush Script, Freestyle, Segoe и Edwardian.


2.4. Начертания шрифтов

Для большинства шрифтов существует несколько начертаний (стилей),  например, жирный, полужирный, курсив, нормальный и т. д.

Когда эти начертания включаются в сам шрифт (т. е. они были заданы создателем шрифта), они называются  нативными  или  встроенными.

Чтобы просмотреть все встроенные начертания данного шрифта, пользуйтесь соответствующим раскрывающимся списком (который находится справа от списка Гарнитура шрифта (Font family) на панели параметров или на палитре Символ (Character).

Щелкните мышью по начертанию, чтобы применить его к выделенному или выбрать начертание, которое будет использоваться для нового текста.

Если у шрифта отсутствует полужирное или курсивное начертание, программа Photoshop может сымитировать их для вас.

Выберите шрифт в раскрывающемся списке Гарнитура шрифта (Font family), и затем перейдите на палитру Символ (Character) — чтобы открыть ее выберите команду меню Окно ⇒ Символ (Window ⇒ Character) — и нажмите кнопку присваивания псевдополужирного или псевдокурсивного начертания (кнопка псевдополужирного начертания отмечена прописной полужирной буквой T, а кнопка псевдокурсивного начертания — прописной наклонной T).

Программа сделает так, чтобы символы выглядели наклонными или стали толще, и при этом создаст, так называемый, имитированный или искусственный стиль.

Часто эти псевдостили на экране выглядят хорошо, а на печати — ужасно, поскольку у принтера отсутствует файл с контурным описанием, от которого он может отталкиваться.

Поэтому встроенные начертания всегда предпочтительнее псевдостилей.


2.5. Предварительный просмотр шрифтов

Выбрать шрифт в 100 раз легче, если вы можете посмотреть, как он будет выглядеть.

Программа Photoshop продемонстрирует вам пример каждого шрифта в раскрывающемся списке Гарнитура шрифта (Font family).

Если предварительный просмотр шрифта затруднителен, вы можете использовать меню Текст  ⇒  Размер просматриваемого шрифта (Type ⇒ Font Preview Size) программы, чтобы сделать просматриваемый шрифт крупнее: выберите один из шести пунктов, начиная от Нет (None) до Огромный (Huge) (рекомендуется использовать пункт Большой (Large)).


2.6. Поиск шрифтов

Выбрав текстовый инструмент, вы можете быстро находить нужные шрифты по их именам или начертанию в раскрывающихся списках на панели параметров и палитре Символ (Symbol).

Достаточно щелкнуть мышью по полю раскрывающегося списка и начать ввод имени шрифта (к примеру, Arial или Times New Roman) или начертания (Bold, Regular и т. п.).

Программа фильтрует список по мере ввода букв имени требуемого семейства шрифтов (или названия начертания).

Расположенная ниже кнопка с заглавной объемной буквой «Т» позволяет мгновенно отфильтровать только шрифты Typekit.

Но если Вам необходимо найти подходящий шрифт, то обычно делают так: начинают прокручивать список всех имеющихся шрифтов, чтобы найти нужный. Даже при включенном предварительном просмотре шрифтов, вы, вероятно, все равно попробуете применить на практике несколько из них, чтобы найти подходящий.

Обычно это происходит следующим образом: выделяете текст, выбираете шрифт в раскрывающемся списке Гарнитура шрифта (Font family) на панели параметров или на палитре Символ (Character), а затем сбрасываете или скрываете выделение текста, нажимая сочетание клавиш Ctrl+H, чтобы посмотреть, как выглядит ваш документ.

Если вам не нравится результат, вы повторно выделяете текст, выбираете другой шрифт в раскрывающемся списке Гарнитура шрифта (Font family), а затем сбрасываете или скрываете выделение, и т.д.

Подобная ручная прокрутка шрифтов может быть весьма утомительной.

Вот метод получше: в следующий раз, когда вам нужно будет выбрать шрифт, выделите текст в документе, нажмите Ctrl+H, чтобы убрать выделение, а затем щелкните по раскрывающемуся списку Гарнитура шрифта (Font family) на панели параметров или на палитре Символ (Character).

Щелкните по названию шрифта, а затем пролистывайте пункты списка с помощью клавиш ↑ и ↓ на клавиатуре.

Выделенный текст будет меняться по мере того, как вы прокручиваете список, что сохранит вам массу времени, которое раньше тратилось на перемещение указателя мыши.




3. К некоторым наиболее распространенным типографическим ошибкам относятся:

  • Злоупотребление декоративными видами шрифта и использование большого количества различных типов шрифта в рамках одного дизайнерского проекта. Один тот факт, что в Вашем распоряжении находится масса эксцентричных шрифтов, не означает, что вы должны пользоваться ими — особенно всеми сразу в одном документе.

 

  • Написание целых предложений прописными буквами. Чтение такого текста занимает больше времени, поскольку вы к нему не привыкли, но, что хуже, создается впечатление, что вы КРИЧИТЕ. Тем не менее при правильном форматировании и небольших объемах, такой текст может выглядеть стильным.

 

  • Подчеркивание текста, не являющегося гиперссылкой. Благодаря Всемирной паутине, когда люди видят подчеркнутое слово, они полагают, что это гиперссылка. Найдите другой способ выделить свой текст, например, сделайте его полужирным или курсивным.

 

  • Размещение в центре больших фрагментов текста. Лучше всего оставить место в центре для текста официальных объявлений о выпускном или свадьбе — так создается ощущение изящества и формальности стиля. Поэтому не поддавайтесь искушению выровнять по центру текст объявления о следующей распродаже своих старых вещей.

 

  • Неправильное применение "прямых" и «фигурных» кавычек. В русском языке традиционно применяются фигурные кавычки, а для кавычек внутри кавычек и при письме от руки — прямые. Вы можете включить или отключить использование прямых кавычек, выполнив команду меню Редактирование ⇒ Настройки ⇒ Текст (Edit ⇒ Preferences ⇒ Type) и установите флажок "Использовать прямые кавычки" (Use Smart Quotes).

 

  • Неправильное применение (или неприменение вообще) дефисов, коротких тире и длинных тире:

— Дефисы соединяют два слова в одно (например, «кафе-мороженое») и используются в качестве знака переноса (когда слово разделяется на две строки текста).

— Короткие тире немного длиннее, чем дефисы, и являются хорошей заменой словам "по" и "до", например, «Главы 1–4» или «8:00–17:00». Чтобы создать короткое тире, удерживайте клавишу Alt и введите цифры 0150.

— Длинные тире указывают на резкие изменения, на прерывание мысли или паузу в речи. Используйте их вместо запятой или точки, когда первой недостаточно, а последней слишком много. Чтобы создать длинное тире, удерживайте клавишу Alt и напечатайте цифры 0151 (Windows).

Слова «дефис» и «тире» происходят из иностранных языков. Слово «дефис» переводится, как соединительный знак, знак деления, а «тире» — растягивать.

 

  • Неверная расстановка пробелов в многоточиях (…). Многоточие указывает на пропуск, прерывание или сомнение в мысли, как например, «Но… но… ты обещал!». Вместо того чтобы печатать три точки (которые могут разделиться на две строки), позвольте вашему компьютеру создать эти точки вместо вас. Для этого удерживайте клавишу Alt и напечатайте цифры 0133 (Windows).

Существуют и другие нарушения, к примеру, использование двойного пробела после каждого слова, но они не относятся к нашей теме.

 

В статье использованы отдельные мысли и идеи из книги "Леса Снайдер "Photoshop CC 2014. Исчерпывающее руководство".

 


Пишите в комментариях, что бы Вы хотели еще узнать о работе с текстом в фотошопе.

На основе Ваших заявок, я скорректирую свой план бесплатных уроков, которые будут опубликованы в ближайшее время.

Не забывайте нажимать на кнопки социальных сетей, чтобы и Ваши друзья могли получить пользу от этого урока.

 


 СКАЧАТЬ УРОК "ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ И ТЕКСТА В ФОТОШОПЕ" В ФОРМАТЕ PDF:

     

Если Вы хотите получить серию уроков по работе с текстом в Photoshop, подпишитесь на специальную рассылку сайта.Форма для подписки находится ниже.


 

 

  

 

 

Комментарии  

Николай
+2 # Николай 29.08.2018 20:51
Столько информации. что трудно все запомнить. Но это нужно- буду осваивать.
Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Student
+2 # Student 28.08.2018 21:09
Спасибо большое! Интересная нужная и полезная информация!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Елена Гутыря
+2 # Елена Гутыря 25.08.2018 15:31
Большое спасибо! Как всегда очень полезная информация!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
nikolay.1963
+2 # nikolay.1963 25.08.2018 06:39
Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Валентин
+2 # Валентин 25.08.2018 04:41
Я знал(если это можно назвать)о шрифтах в фотошопе поверхностно.Просто выбирал,вставлял на изображение и применял стили...Вот и всё...Спасибо Вам за то,что Вы начали и подняли эту интересную тему.Хотелось бы знать по больше о шрифтах...как подобрать шрифт к изображению,как подобрать цвет и стиль,чтобы смотрелось в изображении, как...короче чем больше,тем лучше..(я так думаю).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Вика
+1 # Вика 24.08.2018 23:36
Огромное спасибо! Очень интересно и полезно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Vasiliya
+1 # Vasiliya 24.08.2018 22:14
Статья замечательная!Огромн ое спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ольга
+1 # Ольга 24.08.2018 22:06
Спасибо! Очень интересная статья. Узнала много нового для себя.Хотелось бы продолжить знакомство с этой темой. Возможно, есть какие-то тонкости в применении стилей к тексту. Было бы интересно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Полетаева Ольга Александровна
0 # Полетаева Ольга Александровна 24.08.2018 20:01
Отличная статья! Большое спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Наталия
+2 # Наталия 24.08.2018 16:59
Полезная статья. Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Людмила
+1 # Людмила 24.08.2018 15:18
Спасибо большое, очень интересно! Всегда познание что то нового. Жду новых уроков.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Alexander
+1 # Alexander 24.08.2018 14:49
Превосходная статья!
Отдельное спасибо за способы расстановки знаков пунктуации с клавиатуры.
Может быть, кому-нибудь будет полезным:
Знак ударения можно поставить разместив курсор после ударной буквы, набрав цифры 0301 и сочетание клавиш alt+X Получится знак ударения с наклоном влево.
с цифрами 0300, знак ударения с наклоном вправо.

В ворде это работает.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
OlegNakroshaev
0 # OlegNakroshaev 24.08.2018 15:22
Отлично,спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Евгений
+1 # Евгений 24.08.2018 12:46
Спасибо, то что мне нужно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Иваныч
+1 # Иваныч 24.08.2018 11:12
Кладезь информаци!!!!!!!!! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Введите Ваше имя, или зарегистрируйтесь на сайте, что бы имя в ответах вставлялось автоматически: это займёт 2 минуты! После регистрации вы сможете редактировать свои сообщения и не придётся вводить подтверждение.
Ваш аватар к комментарию возможен, если вы зарегистрированы в системе Gravatar. Если нет - зарегистрируйтесь, это бесплатно.


Кто на сайте

Сейчас 530 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Tov

Помощь сайту

Понравился сайт? Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

Деньги пойдут на оплату серверов и на развитие сайта.

В примечании к платежу, при желании, укажите свои данные.

Пользователи, внесшие вклад

Вход на сайт

ВСЕ РАССЫЛКИ САЙТА НА EMAIL

 

РАССЫЛКИ ВКОНТАКТЕ

 

 Начните свой путь в мир ФОТОШОПА сейчас!

Основная полезная рассылка сайта.

Соглашение

 

 

 

 

Поиск по сайту

Присоединяйтесь в

Что в сундучке?

  • Текстовых уроков - 1152
  • Видеоуроков - 765
  • Вебинаров и тренингов - 66
  • Практических советов - 167
  • Программ - 7
  • Шаблонов, обоев и клипартов - 368
  • Наборов кистей, фигур - 320
  • Календарей - 117
  • Наборов рамок - 560
  • Книг, журналов - 125
  • Текстур, узоров и фонов - 44
  • Наборов иконок - 28
  • Наборов логотипов - 3
  • Наборов стилей - 51
  • Шрифтов - 78
  • Разное - 70