Raw формат
Raw формат
Друзья, предлагаю Вашему вниманию полезную статью о Raw формате.
Даже если Вы знакомы с этим форматом (а скорее всего именно так), Вы все равно найдете для себя полезные фишки :-)
Прочитав статью Вы узнаете:
в чем преимущества Raw формата
какой лучше использовать конвертор - ACR или производителя Вашего фотоаппарата
почему, то что Вы видите на экранчике Вашей камеры совсем непохоже на изображение в ACR
почему все цвета в ACR "протухли"
почему миниатюры в Bridge не похожи на изображение, которое Вы получили после съемки
сколько всего разновидностей форматов Raw
откуда в Raw формате столько нужной информации
и все-таки: снимать в Raw или Jpeg
RAW формат означает сырой формат, то есть необработанный массив информации, который взят с матрицы (сенсора) фотоаппарата. Эти файлы содержат максимальное количество необработанной информации о снимке.
Любой фотоаппарат, даже на телефоне, изначально снимает в Raw.
После чего, в зависимости от возможностей и настроек фотоаппарата, которые Вы поставили, Вы можете получить на выходе сырой Raw формат или формат Jpeg, который получается в результате работы внутрикамерного процессора, работа которого заключается в конвертации Raw формата в Jpeg.
Матрица (сенсор) не различает цвета, а считывает только яркость.
Поэтому, чтобы нам получить цветное изображение, т.е. информацию в каналах R, G, B, матрицу накрывают красным, синим и зеленым фильтрами. Эти фильтры называют фильтрами Байера.
Вот так все выглядит:
Серым цветом обозначены отдельные ячейки. Это и есть матрица. Когда Вы, к примеру, покупаете 20-ти мегапиксельную камеру, Вам как раз и продают вот эти 20 с небольшим миллионов пикселей. :-)
Сверху - фильтр Байера.
Фотоэлементов синего и красного цвета по 25%, а зеленых - 50%.
Это сделано из-за особенностей человеческого зрения, так как зеленый цвет - это средневолновый спектр, к которому наиболее чувствительно наше зрение.
Вот так выглядит фото после фильтра Байера:
Конечная фотография:
Т.е., в реальности, у нас получается не цветное изображение, в котором у каждого пикселя есть информация о всех трех каналах R, G, B.
Для каждого пикселя матрица снимает информацию ТОЛЬКО об одном канале.
Потом происходит процесс конвертации, который называется демозаикой (процесс восстановления недостающей поканальной информации).
Обработка сырых RAW-файлов (конвертация) осуществляется специальными конверторами. Это программное обеспечение, которое позволяет делать из необработанных данных конечные файлы в нужном формате. Для фотошопа - это Adobe Camera Raw (ACR).
Во время конвертации фотошоп вычисляет недостающую информацию о 2-х каналах для каждого пикселя и таким образом мы получаем цветное изображение. Чтобы получить эту информацию, фотошоп берет для каждого пикселя информацию от соседних пикселей.
К примеру.
Для красного пикселя - в центре белой рамки, берется информация из 4-х соседних зеленых пикселей и 4-х соседних синих пикселей. И т.д. и т.п.
Этот процесс называется интерполяцией, т.е, раздуванием недостающей информации. Понятно, что он ничего хорошего не несет.
Демозаика - это одна из причин, в результате чего фото получается размытым.
Поэтому любой конвертор всегда добавляет резкости изображению, даже если Вы все настройки выставите в ноль.
Кроме того, демозаика может добавить и вторую проблему.
На очень тонких участках фото, к примеру, веточках, волосках и т.п., может появится небольшое двоение.
С этим ничего поделать нельзя, за этим надо следить и устранять в конверторе или в фотошопе.
Частым вопросом, который задают все начинающие работать с Raw файлом, является такой.
Почему при открытии в ACR (или в Bridge) я вижу не такую картинку, которую видел на экранчике своего фотоаппарата, когда делал съемку, а вижу изображение с какими-то "протухшими" цветами? Бывает в первый момент, когда Вы только открыли снимок - цвета яркие, насыщенные, а потом вдруг они пропадают (особенно это бывает у тех, у кого компьютер не очень "сильный").
В чем здесь дело?
Это разница между снимком, который конвертировал внутрикамерный процессор и конвертацией, которую предлагает ACR.
Пока происходит процесс демозаики в ACR, Вам показывают превью, которое встроено внутрь Raw. Это превью используется для показа фото на экранчике Вашего фотоаппарата, когда надо быстро вывести превью фото в Bridge.
Но когда процесс демозаики завершен, а это делает в первую очередь любой конвертор, в том числе и ACR. То же самое делает и Bridge, когда делает хорошее качественное превью.
После чего Вам показывается вариант конвертации, который делает ACR.
Процессы конвертации не совпадают у фирменного конвертора (а у каждого производителя фотоаппарата есть свой собственный конвертор) и у ACR.
ACR абсолютно не знает параметров конкретного Raw файла.
Форматов Raw существует довольно много.
RAW формат - это общее название, расширения у файлов фотографий формата Raw могут отличаться в зависимости от производителя. Это может быть ".NEF", ".CR2", ".ARW", ".RW2" и многие другие.
Поэтому ACR не знает как правильно интерпретировать цвета конкретного Raw файла, поэтому, после демозаики, в ACR получается картинка, которая совершенно не похожа на внутрикамерную проявку.
Поэтому надо или использовать "родной" конвертор конкретного производителя (к примеру: Nikon - Capture NX-D, Canon - Digital Photo Professional), или просто напросто научиться работать в ACR .
В чем преимущество Raw формата:
Вы получаете абсолютно нетронутую информацию, которую не испортил внутрикамерный процессор фотоаппарата, который очень часто, в соответствии со своим алгоритмом, вносит неправильные и непоправимые правки в фотографию в силу очень простой причины - он очень маленький и вместить в него очень сложный и умный механизм не получается. Т.е. фотоаппарат сам производит конвертацию Raw формата в Jpeg в соответствии с заложенным в него механизмом, на который мы не можем повлиять.
В нем содержится огромное количество избыточной информации и прежде всего это избыточная информация в светах, что позволяет вытянуть детали в светах, которые на первый взгляд кажутся уже "пробитыми", т.е. пересвеченными. Из Jpeg вытянуть такую информацию не получится.
В процессе редактирования снимка мы получаем максимальное качество финального изображения и можем манипулировать фотографией в широких диапазонах.
Фото в Raw всегда неизменно, а все изменения, которые Вы в него вносите, записываются в отдельный ".xmp" файл.
Если Вы переслали Raw файл кому-либо, а потом внесли в него новые правки, то для того, чтобы этот кто-либо мог увидеть эти изменения, достаточно переслать ему ".xmp" файл, который весит буквально считанные Кб.
Я надеюсь, что прочитав эту статью, Вы будете делать свои снимки в формате Raw (если это позволяет Ваша камера) или, как делаю я - снимаю одновременно в Raw и Jpeg.
Друзья! Пишите в комментариях какой конвертор Вы используете, что Вам нравится или нет в его работе, какой у Вас Raw формат.
Буду рад Вашим мнениям, замечаниям и предложениям.
Если понравилась статья, нажмите на кнопки социальных сетей, чтобы и Ваши друзья получили пользу от этой информации.
Спасибо!
Комментарии
Но не могу "добраться" до самой сути: всё время открываются элементы регистрации
https://ps.photoshop-obuchenie.ru/acr
Олег Николаевич, спасибо за познавательную статью. Для меня всё ново. Я правильно поняла, что ACR и камера RAW--это одно и тоже?
Не могу согласиться с определением об особенностях человеческого зрения. В последнее время, все уважаемые институты, занимающие исследованиями пришли к выводу, что наш глаз принимает только фотоны разной частоты и они помогают создавать на сетчатке глаза импульсы, которые поступают в мозг. Видит не глаз, а отделы мозга, отвечающие за зрение.
Но, возможно, у Байера своя теория... :zzz
С благодарностью.
Спасибо за статью. Снимаю только в Raw зачем ещё и плюсом в Jpeg снимать не понимаю - не унесёшь :lol: А вот что такое "хmp" не знаю и где его взять? Не знаю.
Ирина
но, как говороится "повторение- мать учения"
По фотошопу - с удовольствием помогу.
Хочется подробнее ознакомиться с работой в Camera Raw, узнать все тонкости и нюансы обработки снимков.
Спасибо за тему, она для меня актуальна.