ФотошопСундучок

БЕСПЛАТНЫЕ РАССЫЛКИ ВКОНТАКТЕ

(более 20 рассылок) 

 

 

Помощь сайту

Понравился сайт? Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму.

Деньги пойдут на оплату серверов и на развитие сайта.

В примечании к платежу, при желании, укажите свои данные.

Меценаты

Присоединяйтесь в

 

 

 

 

 

 

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Почему нам приходится обрабатывать фотографии?

Почему нам приходится 

обрабатывать фотографии?

Огромное количество людей, каждый день делают разные снимки.

Они фотографируют себя, знакомых, близких людей, животных, различные предметы, природу и т.д.

Камеры они используют совершенно разные, в том числе и встроенные в телефоны.

Как правило, большинство обычных стремится подобрать такой фотоаппарат, где есть возможность, как можно меньше думать в процессе создания снимка.

Нравится картинка на экранчике фотокамеры, нажали на кнопку и получили фотографию.

Но, просматривая сделанный снимок на дисплее своего компьютера, мы видим, что картина, которая была в момент съемки, разительно отличается от того, что мы сейчас видим на экране монитора.

Почему так происходит и почему же приходится корректировать полученную фотографию после съемки?

Можно привести множество различных доводов, от компенсации технических огрехов съемки до реализации художественного замысла фотографа.

В этой статье давайте попробуем разобраться с простым репродуцированием, т.е., с попыткой просто передать снимаемую сцену.

46

 

 

 

Серия уроков по неразрушающей обработке фотографий:

 


 

Глобальные причины несовпадения снимаемой сцены и получившегося снимка:

  • особенности человеческого восприятия
  • несовершенство технологий репродуцирования

 

Рассмотрим несовершенство технологий репродуцирования.

К примеру, мы находимся вот в таком красивом месте и рассматриваем пейзаж.

461956

Динамический диапазон такой сцены может доходить до 18 EV.

Что такое динамический диапазон? Если все сильно упростить, то это разница между самыми светлыми и самым темными участками просматриваемого пейзажа.

EV - стопы (ступени) экспозиции Вашего фотоаппарата.

Стоп в фотографии — это обозначение ступени увеличения или уменьшения экспозиции.

Если сказать точнее, то один стоп – это изменение яркости снимка в два раза.

Нам не нужны 18EV, однако отведенные для нас природой 13EV наше зрение воспримет.

 

Достаем фотоаппарат и делаем снимок.

В результате динамический диапазон такой сцены сразу уменьшается примерно до 9EV, в зависимости от качества Вашего фотоаппарата.

Таким образом, мы просто отрезаем примерно 4 стопа, теряя часть деталей в светах и тенях.

Жалко, конечно, но ничего не сделаешь.

 

К сожалению, впереди нас поджидает следующая неприятность — печать.

Инструментально замеренный динамический диапазон фотобумаги примерно 7EV.

У какой-то бумаги побольше, у какой-то поменьше, но крутится все вокруг этого значения.

Теперь мы вынуждены делать компрессию, сжимая 9 стопов, которые зафиксировал фотоаппарат, до 7, которые способна передать фотобумага.

Это приводит к понижению контраста.

Сжать на 2 стопа, значит уменьшить контраст примерно в 4 раза!

Но и это еще не все.

 

Визуально воспринимаемый контраст напечатанной и рассматриваемой Вами фотографии уменьшается и соответствует примерно 5EV.

То есть, отпечаток выглядит еще менее контрастным.

Получаем что-то типа такого:

461956 1

Однако основное несовершенство репродуцирования кроется не в параметрах матриц и фотоматериалов.

Оно сидит у нас в голове.

Когда мы рассматриваем реальную сцену, мы видим одновременно и объект просмотра, и окружающие условия, в которых происходит этот просмотр.

В этом случае зрительный аппарат может проявить все заложенные природой возможности, и мы получаем примерно 13EV.

Репродукцию, неважно отпечаток это или изображение на экране монитора, приходится просматривать в некотором окружении.

Именно влиянием этого окружения объясняется падение визуально воспринимаемого контраста до 5EV.

 

Подводим итоги.

В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность.

Но в этом и нет нужды, нам достаточно решить другую задачу: вызвать у зрителя при взгляде на фотографию ощущения, максимально близкие к тем, которые он испытал бы, находись на месте камеры.

Для этого перед выводом на экран или печатью изображение необходимо изменить таким образом, чтобы зритель, глядя на фото испытал ощущения максимально похожие на наши, когда мы решили сфотографировать этот пейзаж.

Это первая важная причина, почему приходится корректировать изображение.

 

Вторая причина коррекции фотографии: отличие между взглядом человека и «взглядом» камеры.

Если сравнивать фотокамеру с глазом человека, обнаружится, что глаз пропускает свет через роговую оболочку и зрачок, в нем есть меняющаяся в зависимости от степени яркости радужная оболочка, хрусталик, помогающий сфокусировать изображение, и светочувствительная зона — сетчатка, принимающая изображение.

Фотоаппарат получает свет через отверстие объектива, которое регулируется диафрагмой; он имеет стеклянный объектив и светочувствительную матрицу. И хрусталик, и объектив могут фокусироваться на разные расстояния и создавать миниатюрные перевернутые изображения объектов.

На этом сходство кончается. Между фотосъемкой и зрением есть принципиальные различия.

 

Избирательное зрение.

Зрение контролирует отчасти глаз, отчасти мозг. Это позволяет Вам видеть избирательно — сетчатка может «фиксировать» важные изображения, не обращая внимания на детали.

Избирательное зрение упраздняет отвлекающие элементы.

Фотокамера на это неспособна — она фиксирует то, что есть. Все предметы, находящиеся на одинаковом расстоянии от нее, выходят четкими. Поэтому фотография слишком часто «замечает» много лишнего и незначительного, наряду со значительным.

Вот так «видит» снимаемую сцену фотокамера:

725992

А вот так человек:

725992 1

Особенности зрения приводят к тому, что основной сюжетно значимый объект мы воспринимаем более резким, насыщенным, контрастным по яркости и цвету, чем фон. Соответственно, фон выглядит более размытым, более нейтральным (серым), более однородным по яркости и цвету, чем основной объект.

Если яркость фона и объекта примерно одинаковы, то последний мы воспринимаем еще и более светлым.

Наше зрение пытается подсветить объект, выделив его тем самым из окружающего фона.

 

Глядя в видоискатель своего фотоаппарата, Вы видите картинку, ограниченную жесткими краями и углами.

Глаза же видят то, на чем сосредоточено в данный момент внимание.

Снимок делается с определенной точки, и от нее зависит «содержание» кадра.

Размеры рамки влияют на соотношение элементов снимка.

Фотоаппарат сводит трехмерный мир к двухмерному изображению.

Картинка, которая проецируется в глубине глаза, также двухмерна, но видите вы ее в трех измерениях. Частично это объясняется тем, что у нас два глаза и окружающий мир мы видим с чуть разных точек зрения.

Оставьте открытым только левый глаз и совместите ближний предмет с тем, что расположен много дальше от вас.

Теперь закройте левый глаз и откройте правый — взаимное расположение предметов изменится.

Мозг способен объединить эти расхождения, и поэтому вы можете судить о пространстве, расстоянии и глубине.

На двухмерной фотографии для передачи глубины необходимо создать перспективу, правильно совместив объекты переднего и заднего плана, и выбрать освещение, которое покажет трехмерность формы.

Снимок способен выделить и запечатлеть изображение в конкретный момент времени. Умение фотографа заключается в том, чтобы выбрать такой момент, который выразит суть происходящей сцены или события. Нужно научиться ждать и видеть только то, что «видит» фотоаппарат в момент съемки.

 

Глаз и чувствительность матрицы камеры

На изменение условий освещенности глаз реагирует весьма чутко и приспосабливается к ним, чего о фотоаппарате не скажешь.

Человек видит цвета наиболее полно при ярком свете.

Если освещенность слабая, весь мир предстает в черных, белых и серых тонах.

Когда совсем темно, вы постепенно «привыкаете к темноте» — сетчатка глаза повышает свою чувствительность в сотни раз.

Чувствительность матрицы такой гибкостью не отличается.

Однако в отличие от глаза матрица фотокамеры способна накапливать свет, это позволяет при длительном экспонировании преодолеть проблемы, связанные со слабым освещением.

Матрица фотокамеры усиливает контраст между светлыми и темными частями кадра.

Если в солнечный день вы находитесь в комнате, ярко освещенный пейзаж за окном виден с той же четкостью, что и более затемненный интерьер комнаты. Охватить такой диапазон фотоаппарату не под силу.

Вам придется выбирать — при четкой передаче интерьера вид за окном окажется слишком вялым и бледным; если вы предпочитаете точное изображение вида за окном, комната окажется практически черной.

Матрица фотокамеры не обладает светочувствительностью сетчатки, не способна она и как мозг интерпретировать увиденное.

Глаз одинаково хорошо функционирует в полумраке или при ярком солнечном свете.

Но никакая матрица фотокамеры не в состоянии справиться с таким диапазоном силы света.

Особенностью зрительного аппарата является так же то, что мозг старается сделать объект более контрастным к фону.

 

Характерный пример.

Прием оптической иллюзии, придуманный профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном.

Когда объект находится в более светлом окружении, как клетка A, он воспринимается нами как более темный.

А находящуюся в более темном окружении клетку B мы считаем светлой.

1

Хотя яркости клеток A и B одинаковые.

Не верите?

Посмотрите фото где специально вырезаны клетки с буквами, и они совмещены между собой.

Это работает одновременный яркостный контраст.

2

Ничего этого камера делать не умеет.

Поэтому, если мы хотим получить кадр, который напоминает взгляд на мир человека, мы должны самостоятельно эти эффекты заложить еще на этапе съемки.

Но далеко не всегда передачи всех эффектов зрительного восприятия удается добиться на этапе съемки.

Некоторых эффектов просто в принципе нельзя получить при помощи «чистой» фотографии.

Наше восприятие может эти эффекты сделать, а повторить их за счет чистой съемки не позволяют законы оптики.

Поэтому нам приходится корректировать фото для того, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек, либо усилить этот эффект.

 

И это ответ на вопрос: контраст чего нам надо повышать?

Мы будем повышать контраст сюжетно значимого объекта.

Потому что именно этим занимается наше восприятие: оно улучшает объект, ухудшая окружающий его фон.

Вот такие основные причины коррекции отснятых фотографий.

И здесь уже без нашего любимого фотошопа не обойтись!

 

И в ходе коррекции снимка очень важно делать неразрушающую обработку фотографии.

Что это такое?

Это когда Вы делаете коррекцию не с исходником, не с копией фонового слоя, т.е. не внедряете действие команд и инструментов непосредственно в пиксели снимка, а располагаете все на слоях таким образом, чтобы Вы могли в любой момент вернуться к любому этапу работы с фотографией и перестроить это действие так, чтобы Вам не пришлось опять обрабатывать фотографию, начиная с этого этапа, а Вы могли продолжить работать со снимком с того места, где остановились перед внесением изменений.

Более подробно о неразрушающей или недеструктивной обработке, мы поговорим в дальнейших уроках.

 

Статья написана по мотивам уроков и статей Андрея Журавлева и других, к сожалению, неизвестных авторов Рунета.

 

 

 

 

  

 

Хотите получить серию уроков по неразрушающей обработке, введите свои данные в форму ниже и подтвердите желание получать уроки переходом по ссылке из письма на своей почте:

 

Печать

Комментарии  

Ирина Бояринцева
+1 # Ирина Бояринцева 24.04.2019 12:15
Спасибо, Олег! Все понятно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей Алексеевич Пристенский
+1 # Сергей Алексеевич Пристенский 20.04.2019 11:56
ХОЧУ СЕРДЕЧНО ПОБЛАГОДАРИТЬ Вас ЗА СИЛЬНЕЙШУЮ СТАТЬЮ

Почему нам приходится обрабатывать фотографии

В КОТОРОЙ СОСРЕДОТОЧЕНА ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ФОТОСЪЕМКИ
И ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ФОТОГРАФИИ.
ОЧЕНЬ ЧЕТКО И ЯСНО ПОКАЗАН ВЕСЬ ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ С СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ !!!

Я ЕЩЕ НЕ НЕ ВСТРЕЧАЛ СТАТЬИ НА ДАННУЮ ТЕМУ С ТАКИМ ГЛУБОКИМ АНАЛИЗОМ !!!

Хотя и были попытки и статьи у Андрея Журавлева, но всё было не то.

ЕЩЁ РАЗ ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО !!!

С огромным уважением Сергей Алексеевич.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Дмитрий
+1 # Дмитрий 14.04.2019 00:11
Спасибо, Олег! Очень по делу! Всё понятно.
С уважением. Дмитрий
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
elesinvitalik
+1 # elesinvitalik 13.04.2019 03:42
Спасибо за полезную статью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Pljuska
+2 # Pljuska 13.04.2019 03:41
Спасибо за новые знания!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Елена
+2 # Елена 12.04.2019 23:40
Олег Николаевич, большое спасибо за статью. Тема для меня важная. Изложено просто и доступно. Прочла с интересом. Поняла, что не стоит нервничать, если картинка вышла не такой, как вижу. И что не всегда в неярком кадре вина фотографа. Фотошоп нам в помощь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Marlen
+4 # Marlen 12.04.2019 21:07
Вот это да!!! Я теперь понимаю, почему я вижу один тон цвета, а на мониторе он другой. Всё встало на места в моей голове. Очень понравилась мысль "В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность." Это меня заставило полностью успокоиться и снимать как снимала. Я ожидаю большего а оказывается, как написано в статье "Избирательное зрение упраздняет отвлекающие элементы.
Фотокамера на это неспособна — она фиксирует то, что есть." Привела в чувство и эта мысль "Поэтому нам приходится корректировать фото для того, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек, либо усилить этот эффект." Олег Николаевич, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за то, что открываете нам реальность бытия. Это помогает не паниковать и спокойно заниматься съёмкой!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Elena
+2 # Elena 12.04.2019 18:33
Большое спасибо за полезную статью, Олег Николаевич! Вы помогаете нам делать фотографирование осознанным процессом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Наталья
+1 # Наталья 12.04.2019 18:29
Спасибо за статью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Анатолий
+1 # Анатолий 12.04.2019 18:15
Спасибо большое, Олег! Смысл понял.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Евгений
+2 # Евгений 12.04.2019 15:45
Очень полезная и убедительная статья! Все изложено просто и, главное, доступно. Я и многие другие я надеюсь высоко оценят нужность и полезность материала и актуальность темы..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Введите Ваше имя, или зарегистрируйтесь на сайте, что бы имя в ответах вставлялось автоматически: это займёт 2 минуты! После регистрации вы сможете редактировать свои сообщения и не придётся вводить подтверждение.
Ваш аватар к комментарию возможен, если вы зарегистрированы в системе Gravatar. Если нет - зарегистрируйтесь, это бесплатно.


Прикрепить фотографии

Популярные уроки сайта:

Prev Next

Кристаллический эффе…

Уроки фотошопа текст

Кристаллический эффект текста в фотошопе Всем привет! Сегодня мы будем создавать кристаллический эффект для текста. Сначала мы создадим фон – зальем его цветом, применим фильтр Шум и при помощи стилей слоя Наложение градиента добавим...

Читать далее

Как использовать штам…

Видеоуроки

Как использовать штамп в фотошопе для устранения бликов на фото   Всем привет! На ярких солнечных фотографиях блики смотрятся довольно красиво и являются частью композиции. Но иногда бывает так, что блик нужно убрать, или...

Читать далее

Плакат предупреждающ…

Уроки рисования в фотошопе

Плакат предупреждающий об опасности Всем привет! Сегодня мы будем рисовать плакат, предупреждающий об опасности. Из урока вы узнаете, как нарисовать с нуля плакат, используя стандартные инструменты фотошоп. Данный плакат вы сможете распечатать в...

Читать далее

Обои с искрящимися ли…

Уроки рисования в фотошопе

Обои с искрящимися линиями Всем привет! В сегодняшнем уроке мы будем создавать обои с искрящимися линиями. Очень интересный эффект. Создайте собственные обои для рабочего стола или фоном для банер, фотографии, или любого...

Читать далее

Сканирование фотопле…

Видеоуроки

Сканирование фотопленок сканером EPSON V200   В новом уроке посмотрим, как сканировать фотопленку на примере сканера EPSON V200. Почти у каждого из нас дома имеется солидный архив фотопленок. На них хранятся наши воспоминания о...

Читать далее

Работа с текстом в фот…

Уроки фотошопа текст

Работа с текстом в фотошопе "Цветное текстурное стекло" Всем привет! Сегодня мы будем работать с текстом в фотошопе из текстурного цветного стекла. Создайте свою уникальную подпись.  Сначала мы создадим текстуру (узор) стекла при помощи...

Читать далее

Сканирование фото ска…

Видеоуроки

Сканирование фото сканером EPSON V200   В новом уроке посмотрим, как сканировать фотографию на примере другого сканера EPSON V200. Выясним, как могут отличаться характеристики, и способы работы с другой техникой. И еще раз...

Читать далее

Фон из боке

Уроки рисования в фотошопе

Фон из боке Всем привет! В сегодняшнем уроке мы будем создавать фон из боке. Фон, созданный в уроке вы сможете использовать для своих коллажей, установить в качестве обоев на рабочий стол и...

Читать далее

Сканирование фото ска…

Видеоуроки

Сканирование фото сканером Canon Lide 210   Уже в этом уроке рассмотрим на практике, как сканировать фотографию на примере сканера Canon Lide 210. В прошлом уроке полностью разобрались как выбрать модель, а теперь...

Читать далее

Работа с текстом в фот…

Уроки фотошопа текст

Работа с текстом в фотошопе в виде кардиограммы Всем привет! В этом уроке рассмотрим пример работы с текстом в фотошопе со стилизацией под кардиограмму. Красивый эффект для текста. Сначала мы создадим новый градиент...

Читать далее

Реставрация: 1 этап Ск…

Обработка фотографий в фотошопе

Реставрация: 1 этап Сканирование (продолжение). Как выбрать сканер. Основные технические характеристики сканеров Итак, перед Вами стоит задача приобрести сканер для домашних условий. Что выбрать? Моделей сканеров очень много! А чем они вообще отличаются? Этот урок, как...

Читать далее

Реставрация: 1 этап Ск…

Обработка фотографий в фотошопе

Реставрация: 1 этап Сканирование Виды и типы сканеров Предыдущий небольшой опрос по теме реставрации фотографий вызвал большой отклик у моих подписчиков: https://www.photoshopsunduchok.ru/other/raznoe/4579-restavratsiya-starykh-fotografij Поэтому решено, что этой теме на сайте быть!   Напомню, что мы постепенно будем...

Читать далее

Коллаж День защиты де…

Уроки фотошопа коллажи

Коллаж День защиты детей Всем привет! Сегодня мы будем создавать Коллаж День защиты детей. Сохраните яркие воспоминая в фотографиях. Вы можете использовать идею с коллажем и расположить в круглых рамочках свои фотографии. Сначала мы создадим...

Читать далее

Коллаж из частей фото

Уроки фотошопа коллажи

Коллаж из частей фото Всем привет! Сегодня мы будем учиться делать коллаж из частей фото. Данный эффект будет хорошо смотреться на ярких фотографиях. Эффект очень прост в исполнении и его сможет повторить...

Читать далее

Эффект гравировки в ф…

Уроки рисования в фотошопе

Эффект гравировки в фотошопе Всем привет! Сегодня мы создадим металлическую табличку с эффектом гравировки в фотошопе. Давайте разберемся с тем как выгравировать металлический текст. Вы сможете создать свою винтажную табличку простым способом. А если замените...

Читать далее

Нужная теория перед п…

Видеоуроки

Нужная теория перед практикой по работе с Кривыми  Одной из первых задач по обработке фото безусловно является установка полноконтрастности для изображения, а потом уже, при необходимости, установка хроматического баланса. К сожалению, очень...

Читать далее

Фон Мозайка

Уроки рисования в фотошопе

Фон Мозайка Всем привет! Как Вам идея создать собственную мозайку для фона? Куда ее применить? А тут уже на Ваше усмотрение. Например, для открытки. Сначала мы применим к фоновому слою фильтры Облака, Облака...

Читать далее

Эффект Капли на бокал…

Уроки рисования в фотошопе

Эффект Капли на бокале Всем привет! Самая частая проблема при предметной съемке с водой - это ее текучесть. Сфотографировать капли или брызги на предмете довольно сложно. Как правило вся жидкость стекает, и оставляет...

Читать далее

Обои квадраты

Уроки рисования в фотошопе

Обои квадраты Всем привет! В сегодняшнем уроке мы будем рисовать "Обои квадраты".   Создайте собственные геометрические обои для рабочего стола.  Из урока вы узнаете, как пользоваться инструментами Заливка, Кисть, Прямоугольная область, режимами наложения слоев, научитесь...

Читать далее

Яркие обои в фотошопе

Уроки рисования в фотошопе

Яркие обои в фотошопе Всем привет! В сегодняшнем уроке предлагаю потворить. Мы будем рисовать с нуля яркие обои для рабочего стола. Вы можете создать их в любом цвете. Из урока вы узнаете, как пользоваться...

Читать далее

5 практических совето…

Обработка фотографий в фотошопе

5 практических советов по работе с кривой в фотошопе Инструмент Кривые в арсенале фотошоп мастера занимает одну из ведущих ролей. Освоить его не так-то просто. Но, единожды это сделав, вы больше не сможете...

Читать далее

Состаривание фото

Фотошоп уроки эффекты

  Состаривание фото Всем привет! Надоели глянцевые, гламурные фотографии? Хочется добавить винтажного стиля? В уроке "Состаривание фото" мы научимся превращать обычное полноцветное изображение в нечто поразительное с царапинами и потертостями. Сначала мы размоем фото...

Читать далее

Гистограмма в фотошоп…

Обработка фотографий в фотошопе

Гистограмма в фотошопе Гистограмма в фотошопе — это визуальное представление информации, содержащейся в изображении, более точно – это распределение яркости в изображении. По горизонтали идет шкала яркости, а по вертикали — относительное...

Читать далее

Как рисовать глобус

Уроки рисования в фотошопе

Как рисовать глобус Всем привет! Как часто Вы задумывались о том какая большая у нас планета? Разные страны, материки и это все на нашем земном шаре. В уроке "Как рисовать глобус" предлагаю...

Читать далее

Отражение в очках фот…

Уроки фотошопа коллажи

 Отражение в очках фотошоп Всем привет! Как часто на просторах интернета встречаете фотографии людей в очках в которых отражено что-то красивое, а не, например, случайный прохожий? А хотите уметь делать такие фотографии?...

Читать далее

Открытка с тюльпанами

Уроки рисования в фотошопе

Открытка с тюльпанами Всем привет! Сегодня предлагаю создать поздравительную открытку с тюльпанами. Получится очень празднично и по-весеннему легко. Отличный вариант для поздравления с праздником Весны, Мира и Труда. Сначала мы создадим новый градиент...

Читать далее

Фотография в теплых т…

Уроки фотошопа коллажи

Фотография в теплых тонах  Всем привет! В уроке "фотография в теплых тонах", разберем как любой фотографии добавить теплые оттенки. Благодаря данному уроку, вы с легкостью придадите своим фото новые красочные оттенки, сделаете...

Читать далее

Соглашение / Оферта
Автор сайта: Накрошаев Олег, Все права защищены Copyright, © 2009-2018