Почему нам приходится обрабатывать фотографии?
Почему нам приходится
обрабатывать фотографии?
Огромное количество людей, каждый день делают разные снимки.
Они фотографируют себя, знакомых, близких людей, животных, различные предметы, природу и т.д.
Камеры они используют совершенно разные, в том числе и встроенные в телефоны.
Как правило, большинство обычных стремится подобрать такой фотоаппарат, где есть возможность, как можно меньше думать в процессе создания снимка.
Нравится картинка на экранчике фотокамеры, нажали на кнопку и получили фотографию.
Но, просматривая сделанный снимок на дисплее своего компьютера, мы видим, что картина, которая была в момент съемки, разительно отличается от того, что мы сейчас видим на экране монитора.
Почему так происходит и почему же приходится корректировать полученную фотографию после съемки?
Можно привести множество различных доводов, от компенсации технических огрехов съемки до реализации художественного замысла фотографа.
В этой статье давайте попробуем разобраться с простым репродуцированием, т.е., с попыткой просто передать снимаемую сцену.
Серия уроков по неразрушающей обработке фотографий:
- Что такое неразрушающая обработка?
- 15 советов, как сделать обработку в фотошопе, неразрушающим способом
- Как сделать фотошоп макияж неразрушающим способом
- Как использовать смарт-фильтры в фотошопе неразрушающим способом
Глобальные причины несовпадения снимаемой сцены и получившегося снимка:
- особенности человеческого восприятия
- несовершенство технологий репродуцирования
Рассмотрим несовершенство технологий репродуцирования.
К примеру, мы находимся вот в таком красивом месте и рассматриваем пейзаж.
Динамический диапазон такой сцены может доходить до 18 EV.
Что такое динамический диапазон? Если все сильно упростить, то это разница между самыми светлыми и самым темными участками просматриваемого пейзажа.
EV - стопы (ступени) экспозиции Вашего фотоаппарата.
Стоп в фотографии — это обозначение ступени увеличения или уменьшения экспозиции.
Если сказать точнее, то один стоп – это изменение яркости снимка в два раза.
Нам не нужны 18EV, однако отведенные для нас природой 13EV наше зрение воспримет.
Достаем фотоаппарат и делаем снимок.
В результате динамический диапазон такой сцены сразу уменьшается примерно до 9EV, в зависимости от качества Вашего фотоаппарата.
Таким образом, мы просто отрезаем примерно 4 стопа, теряя часть деталей в светах и тенях.
Жалко, конечно, но ничего не сделаешь.
К сожалению, впереди нас поджидает следующая неприятность — печать.
Инструментально замеренный динамический диапазон фотобумаги примерно 7EV.
У какой-то бумаги побольше, у какой-то поменьше, но крутится все вокруг этого значения.
Теперь мы вынуждены делать компрессию, сжимая 9 стопов, которые зафиксировал фотоаппарат, до 7, которые способна передать фотобумага.
Это приводит к понижению контраста.
Сжать на 2 стопа, значит уменьшить контраст примерно в 4 раза!
Но и это еще не все.
Визуально воспринимаемый контраст напечатанной и рассматриваемой Вами фотографии уменьшается и соответствует примерно 5EV.
То есть, отпечаток выглядит еще менее контрастным.
Получаем что-то типа такого:
Однако основное несовершенство репродуцирования кроется не в параметрах матриц и фотоматериалов.
Оно сидит у нас в голове.
Когда мы рассматриваем реальную сцену, мы видим одновременно и объект просмотра, и окружающие условия, в которых происходит этот просмотр.
В этом случае зрительный аппарат может проявить все заложенные природой возможности, и мы получаем примерно 13EV.
Репродукцию, неважно отпечаток это или изображение на экране монитора, приходится просматривать в некотором окружении.
Именно влиянием этого окружения объясняется падение визуально воспринимаемого контраста до 5EV.
Подводим итоги.
В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность.
Но в этом и нет нужды, нам достаточно решить другую задачу: вызвать у зрителя при взгляде на фотографию ощущения, максимально близкие к тем, которые он испытал бы, находись на месте камеры.
Для этого перед выводом на экран или печатью изображение необходимо изменить таким образом, чтобы зритель, глядя на фото испытал ощущения максимально похожие на наши, когда мы решили сфотографировать этот пейзаж.
Это первая важная причина, почему приходится корректировать изображение.
Вторая причина коррекции фотографии: отличие между взглядом человека и «взглядом» камеры.
Если сравнивать фотокамеру с глазом человека, обнаружится, что глаз пропускает свет через роговую оболочку и зрачок, в нем есть меняющаяся в зависимости от степени яркости радужная оболочка, хрусталик, помогающий сфокусировать изображение, и светочувствительная зона — сетчатка, принимающая изображение.
Фотоаппарат получает свет через отверстие объектива, которое регулируется диафрагмой; он имеет стеклянный объектив и светочувствительную матрицу. И хрусталик, и объектив могут фокусироваться на разные расстояния и создавать миниатюрные перевернутые изображения объектов.
На этом сходство кончается. Между фотосъемкой и зрением есть принципиальные различия.
Избирательное зрение.
Зрение контролирует отчасти глаз, отчасти мозг. Это позволяет Вам видеть избирательно — сетчатка может «фиксировать» важные изображения, не обращая внимания на детали.
Избирательное зрение упраздняет отвлекающие элементы.
Фотокамера на это неспособна — она фиксирует то, что есть. Все предметы, находящиеся на одинаковом расстоянии от нее, выходят четкими. Поэтому фотография слишком часто «замечает» много лишнего и незначительного, наряду со значительным.
Вот так «видит» снимаемую сцену фотокамера:
А вот так человек:
Особенности зрения приводят к тому, что основной сюжетно значимый объект мы воспринимаем более резким, насыщенным, контрастным по яркости и цвету, чем фон. Соответственно, фон выглядит более размытым, более нейтральным (серым), более однородным по яркости и цвету, чем основной объект.
Если яркость фона и объекта примерно одинаковы, то последний мы воспринимаем еще и более светлым.
Наше зрение пытается подсветить объект, выделив его тем самым из окружающего фона.
Глядя в видоискатель своего фотоаппарата, Вы видите картинку, ограниченную жесткими краями и углами.
Глаза же видят то, на чем сосредоточено в данный момент внимание.
Снимок делается с определенной точки, и от нее зависит «содержание» кадра.
Размеры рамки влияют на соотношение элементов снимка.
Фотоаппарат сводит трехмерный мир к двухмерному изображению.
Картинка, которая проецируется в глубине глаза, также двухмерна, но видите вы ее в трех измерениях. Частично это объясняется тем, что у нас два глаза и окружающий мир мы видим с чуть разных точек зрения.
Оставьте открытым только левый глаз и совместите ближний предмет с тем, что расположен много дальше от вас.
Теперь закройте левый глаз и откройте правый — взаимное расположение предметов изменится.
Мозг способен объединить эти расхождения, и поэтому вы можете судить о пространстве, расстоянии и глубине.
На двухмерной фотографии для передачи глубины необходимо создать перспективу, правильно совместив объекты переднего и заднего плана, и выбрать освещение, которое покажет трехмерность формы.
Снимок способен выделить и запечатлеть изображение в конкретный момент времени. Умение фотографа заключается в том, чтобы выбрать такой момент, который выразит суть происходящей сцены или события. Нужно научиться ждать и видеть только то, что «видит» фотоаппарат в момент съемки.
Глаз и чувствительность матрицы камеры
На изменение условий освещенности глаз реагирует весьма чутко и приспосабливается к ним, чего о фотоаппарате не скажешь.
Человек видит цвета наиболее полно при ярком свете.
Если освещенность слабая, весь мир предстает в черных, белых и серых тонах.
Когда совсем темно, вы постепенно «привыкаете к темноте» — сетчатка глаза повышает свою чувствительность в сотни раз.
Чувствительность матрицы такой гибкостью не отличается.
Однако в отличие от глаза матрица фотокамеры способна накапливать свет, это позволяет при длительном экспонировании преодолеть проблемы, связанные со слабым освещением.
Матрица фотокамеры усиливает контраст между светлыми и темными частями кадра.
Если в солнечный день вы находитесь в комнате, ярко освещенный пейзаж за окном виден с той же четкостью, что и более затемненный интерьер комнаты. Охватить такой диапазон фотоаппарату не под силу.
Вам придется выбирать — при четкой передаче интерьера вид за окном окажется слишком вялым и бледным; если вы предпочитаете точное изображение вида за окном, комната окажется практически черной.
Матрица фотокамеры не обладает светочувствительностью сетчатки, не способна она и как мозг интерпретировать увиденное.
Глаз одинаково хорошо функционирует в полумраке или при ярком солнечном свете.
Но никакая матрица фотокамеры не в состоянии справиться с таким диапазоном силы света.
Особенностью зрительного аппарата является так же то, что мозг старается сделать объект более контрастным к фону.
Характерный пример.
Прием оптической иллюзии, придуманный профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном.
Когда объект находится в более светлом окружении, как клетка A, он воспринимается нами как более темный.
А находящуюся в более темном окружении клетку B мы считаем светлой.
Хотя яркости клеток A и B одинаковые.
Не верите?
Посмотрите фото где специально вырезаны клетки с буквами, и они совмещены между собой.
Это работает одновременный яркостный контраст.
Ничего этого камера делать не умеет.
Поэтому, если мы хотим получить кадр, который напоминает взгляд на мир человека, мы должны самостоятельно эти эффекты заложить еще на этапе съемки.
Но далеко не всегда передачи всех эффектов зрительного восприятия удается добиться на этапе съемки.
Некоторых эффектов просто в принципе нельзя получить при помощи «чистой» фотографии.
Наше восприятие может эти эффекты сделать, а повторить их за счет чистой съемки не позволяют законы оптики.
Поэтому нам приходится корректировать фото для того, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек, либо усилить этот эффект.
И это ответ на вопрос: контраст чего нам надо повышать?
Мы будем повышать контраст сюжетно значимого объекта.
Потому что именно этим занимается наше восприятие: оно улучшает объект, ухудшая окружающий его фон.
Вот такие основные причины коррекции отснятых фотографий.
И здесь уже без нашего любимого фотошопа не обойтись!
И в ходе коррекции снимка очень важно делать неразрушающую обработку фотографии.
Что это такое?
Это когда Вы делаете коррекцию не с исходником, не с копией фонового слоя, т.е. не внедряете действие команд и инструментов непосредственно в пиксели снимка, а располагаете все на слоях таким образом, чтобы Вы могли в любой момент вернуться к любому этапу работы с фотографией и перестроить это действие так, чтобы Вам не пришлось опять обрабатывать фотографию, начиная с этого этапа, а Вы могли продолжить работать со снимком с того места, где остановились перед внесением изменений.
Более подробно о неразрушающей или недеструктивной обработке, мы поговорим в дальнейших уроках.
Статья написана по мотивам уроков и статей Андрея Журавлева и других, к сожалению, неизвестных авторов Рунета.
Хотите получить серию уроков по неразрушающей обработке, введите свои данные в форму ниже и подтвердите желание получать уроки переходом по ссылке из письма на своей почте:
При создании урока частично использован материал статьи Андрея Журавлева: zhur74.livejournal.com/39197.html
Комментарии
Почему нам приходится обрабатывать фотографии
В КОТОРОЙ СОСРЕДОТОЧЕНА ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВОЙ ФОТОСЪЕМКИ
И ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ФОТОГРАФИИ.
ОЧЕНЬ ЧЕТКО И ЯСНО ПОКАЗАН ВЕСЬ ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ С СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ !!!
Я ЕЩЕ НЕ НЕ ВСТРЕЧАЛ СТАТЬИ НА ДАННУЮ ТЕМУ С ТАКИМ ГЛУБОКИМ АНАЛИЗОМ !!!
Хотя и были попытки и статьи у Андрея Журавлева, но всё было не то.
ЕЩЁ РАЗ ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО !!!
С огромным уважением Сергей Алексеевич.
С уважением. Дмитрий
Фотокамера на это неспособна — она фиксирует то, что есть." Привела в чувство и эта мысль "Поэтому нам приходится корректировать фото для того, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек, либо усилить этот эффект." Олег Николаевич, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за то, что открываете нам реальность бытия. Это помогает не паниковать и спокойно заниматься съёмкой!